Ткаченко Татьяна Анатольевна

«Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью»

Умственная отсталость – это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка либо неполное развитие психики, которое проявляется нарушением интеллекта и вызывается патологией головного мозга, что приводит к социальной дезадапации.

Психолого-педагогические особенности умственной отсталости характеризуются стойкими нарушениями всей психической сферы, которые особенно отчётливо прослеживаются в области познавательных процессов, с преобладанием ведущего интеллектуального дефекта.

Характерными психолого-педагогическими особенностями подростков с умственной отсталостью выступают :

– сниженный интерес к окружающей действительности и безынициативность;

– трудности в распределении внимания, замедленность его переключаемости и малый уровень устойчивости;

– дефекты ощущений различной модальности, замедленность зрительного восприятия;

– нарушения пространственной ориентации;

– слабость памяти в воспроизведении информации;

– преобладание пассивного словаря над активным, и сложности звукобуквенного анализа, синтеза, восприятия и понимания речи;

– слабая возможность обобщений, фрагментарность мыслительного анализа, его не критичность;

– схематичное и неточное воображение;

– инфантилизм, болезненное переживание чувства собственной неполноценности;

– недостаточный уровень познавательной активности;

– отставание психических процессов от физиологического развития.

Как отмечает М. Раттер, подросток с умственной отсталостью имеет своеобразные особенности личности, однако следует подчеркнуть, что наибольшая вероятность проявления поведенческих расстройств повышается при наличии органических повреждений головного мозга, но это применимо лишь к определённому проценту детей.

Чаще при органических поражениях центральной нервной системы умственно отсталым подросткам свойственна утомляемость, сниженный жизненный тонус, низкий уровень работоспособности, отсутствие выносливости. Данные аспекты препятствуют устойчивости настроения, активности и целенаправленности.

На этом фоне у подростков проявляются агрессивные, часто неоправданные для окружающих приступы ярости, гнева, разрушительные действия.

В первую очередь, склонность умственно отсталого подростка к подобным агрессивным действиям обусловлена невнимательностью со стороны взрослых к психологическому состоянию и физическому здоровью ребёнка.

По мнению В. В. Ковалёва, проявления агрессии и неадекватного поведения о многом определяют психотравмирующие факторы.

При наличии лёгкой степени умственной отсталости возникают невротические расстройства, проявляющиеся в навязчивых страхах, повышенной тревожности, поведенческих нарушениях (аффективные реакции, прогулы).

Как показывают экспериментальные исследования Е. С. Иванова и Л. М. Шипицыной, у умственно отсталых подростков достаточно распространены астенический синдром, синдром психической неустойчивости и аффективной возбудимости, а также неврозоподобный и дисфорический синдромы, которые выступают в качестве основной группы риска в возникновении агрессивного поведения.

Наличие агрессивных вспышек связано биологическими и социальными факторами, которые находятся в постоянном взаимодействии. Специалисты к таким факторам относят: общие признаки психического недоразвития, которые отмечаются при любой форме умственной отсталости; индивидуальные проявления недоразвития; специфические, общие и частные поражения головного мозга; особенности высшей нервной деятельности; особая система отношения, которая устанавливается между умственно отсталым подростком и социумом.

Систематичность агрессивности и разрушительных действий связаны с недоразвитием системы морально-нравственных, интеллектуальных и этических потребностей, мотивов действий, преобладанием низших потребностей, которые невозможно тормозить по причине недоразвития волевых качеств.

Д. Н. Исаев отмечает, что агрессия подростков с умственной отсталостью отличается крайней жестокостью, так как драки и нападения совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений.

Физическую агрессию дополняет вербальная агрессия. В данном контексте вербальная агрессия выступает в качестве прямого повторения тех чувств и эмоций, которые подросток сам испытывает от своего окружения. На степень описанного аспекта влияет отрицательный пример со стороны родителей либо старших по возрасту учащихся в интернате или школе.

Дети с различными интеллектуальными нарушениями не способны регулировать собственное поведение, которому характерна как пассивность, так и неуместные и неожиданные действия. Это обуславливает устойчивый характер агрессивности. Они некритично относятся к проявлениям собственной агрессии и редко испытывают чувство вины.

У умственно отсталых подростков имеет место также импульсивная агрессия, которая не регулируется страхами и эмоциями. Указанный вид агрессии, прежде всего, направлен на разрушение барьеров и характерен для эмоционально примитивной личности.

Отмечаются варианты преобладающего патологического механизма агрессивности, которая в слабой степени тормозиться страхами и связана с инстинктом влечения. К таким вариантам относятся:

– садистическая агрессия, при которой уровень получаемого удовольствия от агрессивных действий и их последствий намного сильнее страха неизбежности наказания);

– аутоагрессия, при которой гораздо легче переносится физическое страдание, нежели психическое, так как служит формой выражения силы этого страдания и ослабляет инстинкт самосохранения);

– агрессия, как следствие паранойяльной установки, выражающаяся в генерализованных страхах и искажённом инстинкте самосохранения.

Особо выделяются следующие виды агрессивности умственно отсталых подростков :

– агрессия, как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебного процесса;

– агрессия, как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения);

– агрессия, как реакция протеста на трудности в построении межличностных коммуникаций;

– агрессия, как следствие психомоторного и аффективного возбуждения

– агрессия, сопровождающая дистрофические нарушения;

– агрессия подражательного характера, которая затем становится стереотипом поведения;

– агрессия, как проявление групповой солидарности.

По мнению Я. Н. Николаенко, агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью является формой гиперкомпенсации свойств личности амбивалентной направленности: коммуникативности, директивности и агрессивности.

На формирование агрессивного поведения влияют условия воспитания. К факторам риска относятся подростки, воспитывающиеся в асоциальных семьях, в интернатных учреждениях, в условиях безнадзорности.

Сиротство, как фактор агрессивного поведения, разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающим социумом, с детьми, которые воспитываются в благоприятных условиях, вызывает вторичные дефекты физического, психического и социального развития.

Последствия раннего сиротства наносят вред психическому здоровью и социальному развитию ребёнка. Кроме того, основная часть подростков, которые воспитываются в условиях интерната, помимо основного заболевания имеют отягощённую наследственность.

Часто из-за отсутствия должной степени внимания со стороны значимых взрослых умственно отсталые подростки враждебно настроены по отношению к окружающим. Их пребывание в интернатном учреждении сопровождается напряжением, тревожностью, агрессивностью.

Исследователи отмечают, что подростки, имеющие признаки умственной отсталости, склонны к бродяжничеству, девиантному, делинквентному и аддиктивному поведению, часто совершают криминальные преступления.

При наличии трудной жизненной ситуации подросток не способен регулировать своё поведение, что провоцирует непредсказуемые реакции. Развитие эмоционального неблагополучия может возникнуть в разных случаях, например, в состоянии утомления ребёнок на любой раздражитель реагирует вспышками гнева, не умеет и не желает осознавать свою виновность, стремится обвинить окружающих, то есть доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивного решения конфликта.

Подросток, лишённый родительской любви, внимания со стороны значимых взрослых, чувствует униженность и неудовлетворение, которые порождают неосознанную враждебность.

Таким образом, если умственно отсталый подросток с раннего детства развивается в неблагоприятных условиях, то это негативным образом отражается на его отношении к себе и к социальному окружению.

Необходимо учитывать, что у подростков с умственной отсталостью присутствует недоразвитие установок, неполное понимание и осознание своих поступков, отсутствует эталон для подражания (особенно в случаях сиротства, вследствие чего ребёнок в процессе социализации начинает усваивать опыт ближайшего окружения. Связываясь с асоциальными и криминальными группами, такой опыт в полной мере приобретают негативную окраску.

С целью профилактики отрицательной тенденции необходимо применять комплексный подход к решению проблемы агрессивного поведения.

Учитывая, что агрессивность имеет свойство формироваться в процессе ранней социализации личности, следовательно, именно подростковый возраст выступает как наиболее благоприятный для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий агрессивного поведения.

Таким образом, наиболее характерными особенностями агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью выступают :

– агрессия, как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебного процесса;

– агрессия, как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения);

– агрессия, как реакция протеста на трудности в построении межличностных коммуникаций;

– агрессия, как следствие психомоторного и аффективного возбуждения

– агрессия, сопровождающая дистрофические нарушения;

– агрессия подражательного характера, которая затем становится стереотипом поведения;

– агрессия, как проявление групповой солидарности.

11 февраля 2023 в 22:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.