Ткаченко Татьяна Анатольевна

Специфика индивидуального консультирования подростков

1 Концепции психологического консультирования

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

За консультативной помощью к психологу человек может обратиться тогда, когда находится в состоянии душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют.

В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психо-коррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше времени.

За конечные результаты работы с клиентом психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций

Таким образом, консультант-психолог не обязательно должен владеть приемами и методами психотерапии, за исключением тех, которые он может применить в самой консультационной практике.

2 Специфика психологического консультирования подростков и способы его проведения

Консультирование по проблемам данного возраста отличается тем, что сам подросток впервые становится субъектом обращения в психологическую консультацию, причем он может даже не сообщать об этом родителям.

Особенностью психологического консультирования семьи с подростками является нередкое отсутствие мотивации у подростка, пришедшего на консультацию с родителями, когда он не знает, зачем его привели. Чаше всего причиной существующих проблем родители видят только самого подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между тем семья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункциональность всей семьи.

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. В основе работы с подростком должны лежать партнерские отношения.

Отличительные особенности консультирования детей подросткового возраста и их родителей:

– психолог должен исходить из психологических нормативных задач возраста (задачи самоопределения в трех сферах сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной);

– психологу необходимо смотреть на ситуацию глазами подростка;

– при консультировании родителя и подростка действуют многие особенности, характерные для консультирования супружеской пары (такие как наглядность проблем в паре, возможность использования техник, связанных с совместной деятельностью пары, более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие;

– важность анализа случая через призму индивидуального жизненного пути ребенка (учет прошлого и будущего ребенка, генетически заданного и культурного, особенностей прохождения возрастных кризисов и других.). Психологические трудности в настоящем – отдаленное следствие особенностей прохождения предыдущих возрастов. Такое следствие труднее поддается восстановлению в условиях консультирования;

– психолог значительно большее, чем в предыдущих возрастах, внимание уделяет зарождающейся сексуальности подростка. Психологу-консультанту впервые приходится вести себя с подростком, как с нарождающимся мужчиной или женщиной.

У подростков обычно не применяется такая форма психологической поддержки, как психологическая коррекция, осуществляемая по инициативе взрослых: родителей или педагогов. Индивидуальная помощь может предлагаться в форме психологического консультирования по запросу самого подростка

В консультировании подростков преимущественно используются методы разговорной терапии, то есть именно разговор  служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. Необходимо отметить, что при этом особое значение приобретают описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом. Это полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность).

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

1) опрашивание подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

2) установление контакта с подростком;

3) диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

4) реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей

5) интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка.

Каждый конкретный подросток вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.

Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Родители хотят получить помощь самим себе, не видя необходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом.

Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее.

Консультанту также нужно показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку она далеко не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.

Таким образом, подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.


Заключение

Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека.

Ввиду отсутствия опыта преодоления проблем кризисного периода, подростку тяжело совладать с собой и строить конструктивные отношения с окружающими, что влияет на процесс гармоничной социализации. В этом случае на помощь приходит психолог, который поможет разобраться в волнующей ситуации и дать необходимые рекомендации по урегулированию волнующего вопроса.

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка. Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему.

Важно понять, что в подростковом возрасте следует наладить эмоциональный контакт с ребёнком, иначе родительство потеряет всякий смысл.


 

Список использованной литературы

 

1.Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 2009. – 416 с.
2.Бруменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бруменская., Е.И. Захарова, О.А. Карабанова. – М.: Академия, 2002. – 310 с.
3.Венгр, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгр. – М.:Генезис, 2001. – 145 с.
4.Гулина, М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. – СПб.: Речь, 2001. – 264 с.
5.Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Свет, 2000. – 367 с.
6.Немов, Р.С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2009. – 290 с.
7.Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – СПб.: Питер,2000. – 115 с.
8.Соколова, Е.Т. К обоснованию метода диалогического анализа случая / Е.Т. Соколова, Н.С. Бурлакова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 61–76.
9.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 145 с.
10.Хухлаева О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 230 с.



 

11 февраля 2023 в 22:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.